“Замедление для нашей нации может иметь фатальные последствия»: епископ Вртанес
Интервью главы Арцахской епархии, Его Преосвященства епископа Вртанеса Абрамяна 168.am-у
- Ваше Преосвященство, в одном из своих последних интервью Вы сказали, что люди, живущие в РА, могут хотя бы позвонить своим друзьям и знакомым, проживающим в Арцахе, и поговорить с ними. Кроме звонков, что сегодня может сделать каждый гражданин РА для Арцаха и 120 тысяч арцахцев?
- О звонках в Арцах я сказал в следующем контексте: чтобы люди понимали, что происходит, пусть позвонят и получат информацию от своих друзей и родственников. Звонки арцахцам – один из вариантов, который может оказать психологическую и моральную поддержку.
Эти звонки могут изменить энергию и настроение человека. Если вы звоните человеку и предлагаете свою помощь, это шаг, который согревает человека. Когда человек лежит в больнице и его не посещают, он всегда смотрит на дверь.
Однако во всех отношениях сегодня происходит непонятное и необъяснимое явление, которое никак мы не можем воспринимать как армянская, христианская нация с тысячелетней историей, которая генетически всегда имела свою обороноспособность.
Но сегодня кажется, что этих бедствий и жертв не замечают, люди словно замерли, людей надо будить. Я не знаю, какие есть методы пробуждения, я сам не психолог, не могу сказать. Но все же в этой ситуации мы видим, что ответы, которые должна дать нация, не даются.
Арцах находится в такой ситуации, что мы не имеем права медлить ни на минуту, медлительность будет иметь гораздо худшие последствия. Когда враги видят, что мы так живем, и когда мы не сопротивляемся, создается впечатление, что здесь готовы умереть. Кажется, что жертву везут на бойню, а он готов умереть и только грустными глазами смотрит на своего палача. Мы не имеем права жить в таком формате, и это непонятное явление и для священнослужителей, и для политиков, и для простых людей. Нам нужно всей нацией продумать каком-то формат, чтобы противостоять всему этому. Если есть лидеры, пусть наберутся мужества и выйдут на площадь, придадут всему этому соответствующий статус, чтобы был найден путь спасения.
- Что может сделать диаспора в этом контексте?
- Действительно, мы видим, что диаспора всегда с нами. Проблема в том, в каких форматах сегодня работают с диаспорой, это будет учриждение уполномоченного, если он есть, дипломатические работники, церковь, епархии и т.д. В эти дни ни религиозные, ни политические, ни партийные вопросы вообще не должны обсуждаться, в эти дни должен звучать только и только призыв к объединению, это вопрос жизни и смерти, это второй Сардарапат.
Мы все должны встать на ноги, это будет под звон колокола, под покровительством интеллигенции, церкви или политиков, я не знаю. Я думаю, должны быть лидеры, и чтобы у этих лидеров хватило мужества идти вперед и вывести наш народ из этой разрушительной ситуации.
- Другими словами, пути спасения есть, нужна только консолидация?
- Несомненно, все знают, знают способ, враг не новый, мы его хорошо знаем и хорошо знаем его поведение. Мы также знаем о его планах. Если мы выйдем на улицу и начнем задавать вопросы, мы увидим, что все знают нашего врага с ног до головы.
То есть, хорошо зная нашего врага, что уже является важным обстоятельством, у нас еще не хватает мужества объединиться и поставить врага на место. Это самое странное для меня, если бы был неузнаваемый и невидимый враг, то это было бы понятно, но в этом случае у нас была возможность сражаться с этим врагом во всех фронтах. Хочу вновь повторять, что замедление может иметь фатальные последствия для нашей нации.